Пятница, 29 марта, 2024
ДомойIT-технологииКакие интерфейсы будущего заменят мультитач?

Какие интерфейсы будущего заменят мультитач?

Представление о том, каким должен быть идеальный пользовательский интерфейс, проще всего отследить по существующей кино фантастике. Всего пол столетия назад ученые думали, что машины не такого уж и далекого будущего будут распознавать и интерпретировать человеческую речь. В качестве примера вспомним знаменитую кубриковскую «Космическую одиссею 2001 года» Менее шедевральные, но более приближенные к реальности фильмы делали акцент на том, что изображали, как компьютерщики энергично набирали на клавиатуре компьютера консольные команды.

В 90-е годы одной стала «обезумевшая» виртуальная реальность. Стоит пользователю в ней совершить самое простое действие, как начинался затяжной полет, обязательно в трехмерном пространстве и непременно галлюциногенного вида.

Интерфейс будущего из фильма Аватар

Эталонный интерфейс с фильме «Особое мнение»

Считается, что фильм «Особое мнение» стал источником последнего интерфейсного эталона. Как известно, он вышел на экраны в 2002 году и рассказывает о недалеком будущем. Почему, казалось бы, второстепенная сцена, где главный герой фильма начинает взаимодействовать с компьютером, произвела наиболее мощное по своему воздействию влияние на зрителей. С тех пор любой интерфейс в чем-то отличающийся от других, подлежит сравнению с тем, что был в «Особом мнении».

Напомним, что людям, использовавшим компьютер в этом фильме, не требовались ни клавиатура, ни мышь, ни шлем виртуальной реальности. Все объекты и документы, которые были им необходимы для работы, были представлены на огромном сенсорном дисплее, а пользователи передвигали и управляли ими, слегка касаясь изображения на экране. У зрителя, наблюдавшего этот процесс, невольно закладывалось впечатление, что герои фильма управляют не горсткой пикселей, а настоящими предметами.

Сегодня это описание выглядит вполне обыденным. И вовсе не потому, что кто-то создал нечто более интересное и совершенное. Сенсорные дисплеи и мультитач, являвшиеся «последним писком» моды в начале 2000-х годов, экзотикой уже не является. Интерфейс, продемонстрированный в «Особом мнении», ныне является непременным атрибутом любого смартфона или планшета, а в последние годы и у многих ноутбуков.

Можно только радоваться и удивляться насколько быстро мы не только догнали, но и перегнали прогнозы футурологов. Однако утверждать, что развитие пользовательских интерфейсов закончилось, кончено же нельзя.

История создания мультитача

История мультитача продолжается. Но прежде чем идти дальше, необходимо сделать все, чтобы завершить текущий период истории.

Мультитач в его современной форме, — как считает признанный эксперт в этой области Джефф Хан, — это хорошо, но, все-таки, недостаточно

К мнению Хана нельзя не прислушаться, ведь он один из тех, кому и удалось придумать мультитач, каким он является сейчас.

Еще несколько лет назад на конференции TED Джеф Хан успешно продемонстрировал мультитач-интерфейс, разработанный им в Нью-йоркском университете. До появления таких шедевров, как iPhone или сенсорного стол Microsoft Surface оставалось еще больше года, поэтому презентацию Хана можно смело назвать первой (из общеизвестных) реализацией этой идеи.

История создания мультитача Джефом Ханом

Компания Perceptive Pixel, основанная Ханом, вскоре была приобретена Microsoft. Ожидалось, что она вольется в исследовательский центр Microsoft Research, ориентированный на перспективные исследованиями, но этого не произошло. Получилось так, что Perceptive Pixel влилась в подразделение компании, занимавшееся разработкой приложенийя Office, и в этом была своя логика, так как мультитач уже не был «гостем из будущего».

Тем не менее, утверждать, что его потенциал раскрыт до конца, было бы преждевременно. И сам Хан считает, что существуют еще весьма важные направления развития, которым необходимо уделить особое внимание.

Мультитач интерфейсы

Далее поговорим о разновидностях мультитач интерфейсах.

Условно можно разделить на следующие виды:

  • большие и гигантские мультитач-дисплеи, с которыми может взаимодействовать сразу целая группа пользователей;
  • одновременное использование пера и мультитача.

С первым направлением, пожалуй, все ясно. Зато второе и них требует более детального объяснения. Человеческие пальцы, по мнению Хана, это слишком грубый инструмент, который нельзя использовать для решения слишком серьезных задач. Для того, чтобы манипулировать контентом пальцы – это то, что на самом деле нужно. Но в тех случаях, когда необходимо что-то писать или рисовать необходимо что-нибудь поточнее, чем пальцы, например, перо.

Идея Хана отличается от идеи перьевых интерфейсов прошлого, «павших» в жесткой конкурентной борьбе с тачскринами. Суть ее в том, что перо в этом случае является именно пером и ничем более. Пальцами можно перемещать окна, нажимать кнопки, поэтому и выдумывать тут что-то большого смысла не имеет. Хан так и делает, демонстрируя интерфейс на сенсорном столе. При этом, двигая и масштабируя документы при помощи левой руки, а пером, сжимаемым в правой руке, делая пометки и надписи. Со стороны весь процесс работы на дисплее выглядит очень органично и естественно.

Планшеты, которые одновременно чувствительны, как к прикосновению пальцев, так и к перу, уже существуют. Так, их сегодня очень активно выпускает южнокорейская Samsung. Однако по мнению Хана это не совсем то, что нужно. Во-первых, они слишком мелковаты для двуручного использования. Во-вторых, перо не дает возможности регистраций касаниями пальцев. В-третьих, все современные интерфейсы слишком медленно реагируют на прикосновение пера, что создает проблемы при работе. Может быть, по чьим то понятиям задержка минимальна, но для большинства пользователей слишком и неприятна.

Все перечисленные проблемы, конечно же, принципиально решаемы. Использование пера и мультитача одновременно представляется самой простой из всех возможных идей, о которых далее пойдет речь. А вот с другими идеями все намного сложнее.

Управление наощупь

Если кто еще помнит, то среди основных жалоб на только что появившиеся «айфоны» доминировали жалобы на отсутствие у «эппловского» телефона физических кнопок, являвшихся непременным атрибутом едва ли не у всех существовавших на тот момент телефонов. В итоге, однако, оказалось, что плюсов у тачскринов, количество которых заметно перевешивает минусы, намного больше. Тем не менее, несмотря на то, что проблема ушла на второй план, она осталась.

Взаимодействие возможно и при отсутствии тактильной обратной связи. Однако в этом случае оно будет слишком обеднено. Ведь прикоснуться к объектам на экране по -настоящему мы не сможем, хотя управлять ими – да.

О порочности подобной ситуации лучше всего сказал один из самых талантливых специалистов по интерфейсам в мире Брет Виктор. В прошлом он работал в Apple и участвовал в разработках экспериментальных интерфейсов для таких устройств, как iPad и iPod nano. Он назвал мультитач-интерфейсы, существующие сейчас, ничем иным, как «картинками под стеклом».

На его взгляд «утверждать, что будущее интерфейса — это только картинка под стеклом, нелепо. Он сравнивает такое утверждение с утверждением о том, что черно-белые снимки – это будущее фотографии. Сегодня мы живем в переходную эпоху и, совершенно очевидно, скоро ей наступит конец. И чем скорее это случится, тем лучше.

Увы, но «картинки под стеклом» можно только двигать и ничего более. При сегодняшнем уровне развития технологии, фундаментальным моментом считается жест, когда палец скользит по плоской поверхности. Попробуйте найти нечто аналогичное в природе, когда манипуляция предметом сводилась только к этому примитивному жесту. Получается, надо избавляться от стекла, но это не такое простое дело, как кажется. Брет Виктор не имеет готового рецепта, но он указывает на исследования, проводимые в области гаптических технологий, признавая, что им еще очень далеко до совершенства.

Гаптические технологии ценны тем, что их использование дает возможность человеку почувствовать определенные тактильные ощущения. В качестве примера грубой гаптической технологии, получившей распространение сегодня, можно привести вибрацию смартфона, работающего под управлением Android. Это происходит в тех случаях, когда мы нажимаем на экран. Следующий шаг напрашивается сам собой — переход к таким дисплеям, прикосновение к которым дает пользователю возможность почувствовать рельефность объектов, изображённых на нём.

Интерфейс будущего из фильма Особое мнение

Компания Apple сумела запатентовать такую конструкцию дисплея, который имеет пару дополнительных слоев. Один из слоев заполняется жидкостью, которая обладает магнитными свойствами. Другой же слой – это ничто иное, как матрица миниатюрных электромагнитов. Стоит активировать определенную группу магнитов, и они притягивают жидкость туда, где это необходимо. «Чуть-чуть» достаточно, чтобы почувствовать, что, например, кнопка уже нажата.

Примерно такого же эффекта пытается добиться компания Senseg, при этом стремясь к тому, чтобы форма поверхности дисплея не поддавалась механическим изменениям. В этой компании решили обойтись без магнитов и ферромагнитной жидкости и покрыли дисплей электродов — тикселей.

Тактильные пиксели Senseg

Так называют сокращённую форму более известного словосочетания — «тактильные пиксели». Меняя на тикселях электрический заряд, можно заметно упростить или усложнить скольжение пальца. Пользователю при этом кажется, что поверхность объективно плоская имеет и текстуру и форму. Насколько близка к реальным ощущениям возникающая у пользователя иллюзия – это уже вопрос другой вопрос.

Интерфейсы материальные

Подмечено, что с точки зрения пользовательских интерфейсов каждое новое поколение компьютеров становится все непосредственнее. Напомним, сначала все команды компьютеру мы задавали при помощи клавиатуры. Следующий шаг – графический интерфейс, позволяющий видеть собственными глазами те объекты, с которыми мы собираемся оперировать. Для любителей живой клавиатуры предпринимались способы создания сенсорной клавиатуры с физической выпуклостью для ощущения их реальности. Для этого понадобилась стрелка, т.е. еще один объект, повторяющий все движения компьютерной мыши.

Чуть позже в этой цепочке было успешно устранено одно лишнее звено. Теперь можно нажать пальцем на нарисованную кнопку и получить необходимый эффект. Однако она по-прежнему останется нарисованной. Да, гаптические технологии придали дисплею реалистичности, но дальше этих полумер не пошли. А дальше что?

А дальше должна исчезнуть разница между «тут» и «там», т.е. тем, что происходит «перед экраном» и тем, что происходит «за экраном». От управления пикселями, которые сегодня и представляют собой пользовательский интерфейс, мы должны обратиться к более привычному для нас взаимодействии с объектами, не требующими никаких метафор, т.е. с реальными объектами.

Правда теперь они будут зависеть от наших действий и влиять на то, что происходит в компьютере. Это т.н материальные интерфейсы. Исследования, связанные с их созданием и использованием ведутся уже более двадцати лет. И, надо сказать, отдача есть, т.к. элементы материальных интерфейсов мы можем найти повсюду. В качестве примера можно привести переключение ориентации экрана в планшетах и в смартфонах.

Если традиционный интерфейс должен имеет специальную кнопку, которую, зная о ее существовании и назначении пользователь должен в обязательном порядке нажать, но материальный интерфейс никаких кнопок не требует кнопок. Когда встроенный в него акселерометр осознает, что устройство повернули, тут же автоматически меняется и ориентация дисплея. Сам поворот устройства служит командой компьютеру, меняющей состояние компьютера, в силу чего устройство не нуждается в обучении.

Прототипы от Apple

В качестве образца более сложного материального интерфейса можно привести пример прототипа под названием PaperTab. Его на CES продемонстрировала общественности компания Plastic Logic. В варианте интерфейса этой компаниие перед пользователем лежат листы гибкой электронной бумаги, которые отображают различные документы. Компьютер работает не с отдельным листом, а со всей конструкцией в целом.

Каждый лист – это окно на экране дисплея. Листы, находящиеся в центре стола — это документы, листы, расположенные на краю — это списки документов и приложений. Прикасаясь одним листом к другому, пользователь легко копирует документы. Когда требуется детальнее рассмотреть документ, пользователь кладет несколько листов рядом и содержимое нужного документа автоматически заполняет всю их площадь. Вновь создаваемые варианты интерфейсов вряд ли заменят клавиатуру и мышь, которые используются с персональными компьютерами и многим кажутся анахронизмом. Они просто дополнят их в тех устройствах, многие из которых еще даже не существуют.

Похожие записи

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Забыли о культовом фильме «Газонокосильщик», герой которого впервые так ярко продемонстрировал возможности виртуального шлема в таком широком, пусть и фантастическом, масштабе. Таким фильмом наверняка производители готовили народ к следующему поколению геймерской индустрии. Ну как-то со временем промахнулись, рановато что-ли. Сейчас и эти окулус лифт не получил на самом деле такого размаха, при котором геймеры бросили свои геймерские настольники и активно перешли на визуальную реальность.

Популярное